Карта сайта

Официальный сайт

home
На главную
 
Виртуальный тур Виртуальный тур
Прямая трансляция богослужений Прямая трансляция богослужений
Телестудия Телестудия
Фотостудия Фотостудия
Звукостудия Звукостудия
Паломнический отдел Паломнический отдел
Гостиницы Гостиницы
Библиотека Библиотека
Мастерские Мастерские

18.08.2014 г.

Митрополит Павел: "Увидеть Преображение и самому преобразиться" (видео)
 

14.08.2014 г.

О значении поста для духовного возрастания человека
 

28.07.2014 г.

Похвала святому великому князю Владимиру
 

18.07.2014 г.

…и нас молитвами твоими вселение покажи Святей Троице, Богомудре Сергие
 

13.07.2014 г.

Наместник Киево-Печерской Лавры: Человека, прекраснее Митрополита Владимира в моей жизни не было
 

22.06.2014 г.

Сейчас много провокаций и очень важно проверять информацию
 
Свято-Успенская Святогорская Лавра Версия для печати

 

История Свято-Успенской Святогорской Лавры 


       XV–XIX век

Cамое первое письменное упоминание о местности "Святые Горы" относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний. Несомненно, что святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту - Святые Горы. В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.
"Книга Большого Чертежа" (1547 год) указывает: "От устья реки Оскола на Донце, с крымской стороны, Святые Горы". Одно из первых упоминаний о Святых Горах находится во Львовской летописи 1555 года: "И как воеводы пришли верх Мжи и Коломака, и прибежал к ним сторож из Святых Гор, да станичник Лаврентий Колтовский товарища прислал с тем: царь крымский Донец перелез со многими людьми и идет к Рязанским и Тульским Украинам". В Никоновской летописи, в росписании Донецких сторож князя Воротынского, в 1571 году упомянута "5-ая сторожа Святогорская".
По древнему преданию "Святое место", находящееся недалеко от Святогорского монастыря, закрытое с трех сторон неприступными отвесными горами и густым лесом, было также крепостью. Еще в XIX веке там были видны следы батареи, а в Святогорском Синодике 1710 года упоминается монах-пушкарь Иаков.
Свидетельством того смутного и кровопролитного времени, когда обитель подвергалась частым татарским разграблениям, до сих пор являются грамоты Святогорских настоятелей, которые всегда в трудные для монастыря минуты обращались за помощью к русским государям.
Из жалованной в 1620 году грамоты известно, что Государь Михаил Федорович "пожаловал Святогорского монастыря, что на Северском Донце, игумена Ефрема с братиею, двенадцать старцев, велел им давать своего Государева жалованья годовыя руги по 12 четвертей ржи, по 12 четвертей овса, по 10 рублей денег".
Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: "Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам". Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.
Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.

С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название "Великий Перевоз" и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название "Посольский шлях". В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.
Следует заметить, что, несмотря на неблагоприятные условия жизни, обитель радушно принимала под свой кров всех, кто нуждался в ее помощи. Она была некоторого рода богадельней, где находили себе приют раненые, бежавшие пленники и странники. Нравственное влияние монастыря было так велико, что даже воровские черкасы приходили туда на покаяние и богомолье.
К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).
По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.
Еще в XIX веке в усыпальнице находились кости погребенных 17 иноков - одних из первых насельников обители.
Усыпальница возле Алексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке 4 из них еще сохранялись заложенными. Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по нескольку черепов - такая традиция погребения (отдельно складываются черепа и отдельно - кости) существует во многих монастырях Палестины, а также на святой горе Афон.
Изучение архитектурных особенностей храма Рождества Иоанна Предтечи (серединный несущий столп, аркообразная ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось для храма, а служило монастырской трапезной. Подтверждением этого служит и находящаяся неподалеку келарня, где хранились продукты и стояла печь. Подобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г. Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней святыни.
Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленна я в меловой породе. Согласно с одним из предположений, это - сохранившийся алтарь Успенского храма, который был ископан в меловой горе, по свидетельству архимандрита Иоиля, в 1637 г. вместо утерянной, вероятно, вследствие обвала скалы, первоначальной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. В конце XVII в. после разрушения верхней части утеса к оставшемуся меловому алтарю была искусно пристроена из кирпича новая церковь, очевидно, тогда же освященная в честь святителя Николая.
В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. - новый каменный Успенский собор.
В XVIII в. уменьшилась опасность со стороны татар: 1737 г. - дата последнего, известного нам кочевнического погрома. Но мирная жизнь в монастыре нарушалась уже другими бедствиями - моровая язва приносила опустошения не менее значительные, чем татарские набеги. Между тем, несмотря на неблагоприятные условия, монастырь никогда не отказывал нуждающимся в его нравственной и материальной помощи.
Некоторые из настоятелей обители славились своей образованностью и состояли членами Духовной Консистории, даже занимали епископские кафедры. Например, архимандрит Иларион Григорович, настоятельствовавший с 1733 г., был впоследствии архиепископом Крутицким и стяжал в Москве славу благодатного святителя.
Из Святогорских настоятелей XVIII в. особенно замечательными были архимандриты Фаддей Кокойлович (1738 - 1758 гг.) и Рафаил Мокренский (1758 - 1765 гг.). По свидетельству монастырского летописца, при этих настоятелях Святые Горы снова процвели духовными подвигами иноков, которые, подражая древним подвижникам и отшельникам, жили в одиночных пещерах, скрытых между меловых гор.
Кроме того, архимандрит Фаддей Кокойлович, известный своей ученостью, указом Святейшего Синода в 1741 г. был направлен в Москву для участия в исправлении славянского перевода Библии.
В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический - Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в («Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.
О первоначальной истории подземного храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских почти ничего не известно, кроме того, что уже в XVIII в. он был утерян. Обретение храма произошло только в 1845 г., когда его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеется подземная церковь. В 1846 г. вновь обретенный храм был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, - так как народное предание сохраняло память о связи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных Антония и Феодосия.
Деятельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный Иоанн Затворник, руками которого в алтаре был высечен меловой Престол.
В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. Первым настоятелем после открытия Святейший Синод назначил казначея Глинской пустыни иеромонаха Арсения (впоследствии архимандрит), предызбранного новыми владельцами Святогорского поместья, Татьяной Борисовной и Александром Михайловичем Потемкиными.
В этот период своего существования, охвативший 2-ю половину XIX в. и начало XX в., святая обитель имела особое Божие благословение. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом - больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие, которые приносили двоякую пользу: братия трудилась, избегая праздности, и обитель сокращала свои расходы на покупку многих вещей.

В 1879 г. старанием архимандрита Германа в монастыре начала работать своя собственная фотостудия, которой заведывал основательно знающий фотографическое искусство монах Тимон. Многие виды обители, сделанные в ней в то время, сохранились до ныне и по прежнему поражают своим качеством даже опытных фотографов.
Не была скудна Святогорская Пустынь и образованными монахами: иеромонахи Тихон, Иларион, Иустин и иеродиакон Ириней по указу Святейшего Синода в 1900 г. вошли в состав Иерусалимской Духовной Миссии.
В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его. Обычаи и порядки были так прекрасны, что среди местного населения ходила поговорка: "Хорошо, как в Святых Горах". Церковное богослужение и устав были взяты из Глинской пустыни и отличались чинностью, продолжительностью служб, а братский хор славился древними напевами и отборным качеством голосов.
За время настоятельства архимандритов Арсения и Германа обитель процвела "яко крин сельный" и стала одной из благоустроенных и богатейших обителей края. Был обновлен древний храм святителя Николая в меловых пещерах, переосвященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, а также Никольский храм на скале; обретен подземный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских; воздвигнуты величественный Успенский собор, Покровский храм с колокольней, двухэтажный Преображенский на одной из гор, которая называлась "Фавором", скит с храмом прп. Арсения Великого на "Святом месте", Ахтырская церковь на больничном хуторе и Спасов скит на месте крушения царского поезда в 1888 г. возле станции Борки. В 1861 г., после смерти архимандрита Арсения, братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия - покровителя почившего настоятеля (имя Алексий он носил до пострижения в монашество).
В 60 км от Святогорского монастыря, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении был открыт в 1868 г. скит и устроена деревянная церковь, посвященная иконе Божией Матери "Неопалимая Купина", а в селе Высочиновка (около 300 км от Святогорской пустыни) старанием отца Германа устроен отдельный Высочиновский Казанский мужской монастырь, получивший своего настоятеля из числа Святогорской братии. Кроме того, в селе Екатериновка находилось монастырское подсобное хозяйство с церковью в честь иконы Божией Матери "Знамение".

В XIX в. Святые Горы стали центром богомолья не только для юга России, Дона и Кавказа, но и для севера, откуда также приходило множество паломников и богомольцев, которые заходили в обитель по пути из Воронежа в Киев. Некогда запустевшая Святогорская обитель за короткий период была украшена многими царскими дарами, обогащена вкладами различных жертвователей и благотворителей и сделалась известною и славною по всей России.
9 августа 1861 г. Святогорская пустынь торжественно принимала Высочайших особ - Императрицу Марию Александровну с Детьми. Гостей у святых Врат встречал игумен Герман с братией со свечами в руках.
В эти дни, с 9 по 12 августа, Государыня с Детьми посетили многие монастырские храмы, а также скит преподобного Арсения Великого. 12 числа, в субботу, в Иоанно-Предтеченской церкви Они слушали Божественную Литургию, за которой причастились Святых Христовых Тайн.
В тот же день, в 4 часа пополудни, для довершения великой радости братии обители и народа в Святые Горы прибыл Император Александр II. Государь с Семейством посетил несколько храмов монастыря и пещеры.
13 числа, в воскресенье, Их Величества и Их Высочества слушали Божественную Литургию в домовой церкви господ Потемкиных, которую совершал соборне отец игумен. По окончании Литургии Государь вручил отцу Герману золотой Крест, украшенный алмазами и изумрудами. В этот же день Император с Семейством отбыл в г. Харьков. Но и после отъезда Государь Александр Николаевич и Государыня Мария Александровна неоднократно осыпали Святогорскую обитель Своими дарами. О впечатлении, произведенном на Августейших Особ Святыми Горами, можно судить по словам Царя-Миротворца Александра III: "Матушка очень любила Святыя Горы и часто их вспоминала".
Впоследствии архимандрит Герман неоднократно встречался с Царскими Особами и был удостоен от Них многих наград.
В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев.
Кроме того, в Святогорской пустыни в это же время была размещена монашеская братия Свято-Успенской Почаевской Лавры, эвакуированная с Волыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих Киевских монастырей. В это время некоторые иеромонахи Святогорской обители несли службу полковыми священниками в действующей армии и на флоте. Впоследствии многие из них были награждены за заслуги во время военных действий наперсными крестами и орденами.

 Советское время

События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года. Для братии обители отнятие церковных ценностей местными властями, большевистские грабежи и убийства были совершенно неожиданным и ошеломляющим событием. В смутное время гражданской войны, когда монастырь занимала Белая Армия, Особая следственная комиссия составила Акт расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в это время в Святогорской обители. Возможно, что для настоятеля с братией недолгое, но губительное пребывание большевистских отрядов казалось уже чем-то прошедшим, что никогда не должно вернуться, о чем можно только вспоминать, как о страшных минутах, но - судьбы Божии неисповедимы. Архив сохранил до наших дней АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ О ЗЛОДЕЯНИЯХ БОЛЬШЕВИКОВ
Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда, воспитание которых проводилось в соответствующем коммунизму духе. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.
Часть братии, во главе с настоятелем архимандритом Трифоном, была привлечена к суду Донецким ГубРевТрибуналом по обвинению в сокрытии церковных ценностей, вещей и продуктов. Вынесенный приговор был на удивление мягок для того времени: все осужденные монахи, кроме одного иеродиакона Дисидерия, по причине преклонных лет, получили условное наказание.
Наступил долгий период запустения и осквернения святой обители. Большевиками были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры. Соборный храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола - самого святого места в храме. Позже были разрушены до основания церкви Преображения Господня, преподобного Арсения Великого в "Святом месте", Ахтырской иконы Божией Матери на больничном хуторе и Всех святых на монастырском кладбище.
После насильственного изгнания из обители, сопровождавшегося побоями и убийствами, оставшиеся в живых братия поселились в близлежащих селах, а небольшая часть перешла жить ко Всехсвятской кладбищенской церкви. Другие нелегально поселились в соседнем г. Славянске, причем некоторые из них взяли на себя подвиг юродства, под прикрытием которого им удавалось распространять в народе душеполезные сочинения с предсказаниями о падении антихристовой власти и восстановлении Святогорской обители. Один из перенесших гонение монахов, иеродиакон Авраамий (впоследствии архидиакон),11 с 1913 года вел личный дневник, в который заносил как исторические события своего времени, так и свои размышления. Часть этого дневника (1930-1962 гг.) сохранилась до наших дней и передана в архив Святогорского монастыря.
С образованием в 1922 году на территории Святогорской обители Дома Отдыха и санатория пещеры и пещерные храмы также испытали на себе разорительную руку новой власти. В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских было устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в храме преподобного Алексия, человека Божия, в 30-х годах власти открыли музей антирелигиозной пропаганды, бесследно исчезнувший в годы Великой Отечественной войны. Во время реставрационных работ 80-х годов на стенах храма специалисты обнаружили следы живописи, относящейся ко времени функционирования музея. По воспоминаниям очевидцев, росписи были антирелигиозного содержания. Вместе с соответствующими изображениями весь интерьер храма был приспособлен советскими идеологами под «комнату пыток»: ризница и пономарка выдавались за камеры-одиночки, а остатки железных крюков для крепления иконостаса - за дыбу. В перечне предметов, принадлежавших этому музею, упоминаются Евангелие и прочая похищенная богослужебная утварь, и даже восковые статуи монахов. Можно предположить, что восковые фигуры черноризцев призваны были служить наглядными примерами якобы инквизиторского духа православного монашества. Причем попасть в «музей нездоровых фантазий» можно было только проследовав с культработником по пещерам, «украшенным» плакатами с изречениями К. Маркса, Ленина и прочих безбожников.
Ко времени существования этого музея относится один интересный рассказ, записанный со слов самого очевидца. В 1932 году, будучи на экскурсии в упраздненном Святогорском монастыре и поднимаясь вместе с культработником на высокую гору, он остановился передохнуть на одной из площадок, когда вдруг взорам его открылась икона Царской Семьи, размером приблизительно 2 кв. фута.
Государь Николай, II изображен в коронационной порфире-мантии, в окружении всего Семейства. Над головами всех - нимбы святых. Это была исключительно прекрасная работа, безукоризненно выполненная хорошим художником. Смотря на эту икону, никто не сказал бы, что это - кощунство. Культработник начал пояснять: «Вот царь, обычный человек и грешник, но его еще при жизни считали божеством и при старом режиме этой иконе поклонялись». Услышавший это очевидец ответил ему: «Я был здесь в 1917 году, и этой иконы здесь не было», - чем привел в замешательство незадачливого гида, который поспешил перейти к следующему пункту безбожной пропаганды - показу восковых фигур, изображавших «монашеские оргии» и прочее. Несомненно, что икона эта столь прекрасной работы была создана почитателем Царской Семьи и служила определенно не тем целям, которых добивались советские идеологи.
В годы Великой Отечественной войны все экспонаты музея исчезли, как и его руководитель Наталушко О.Г., репрессированный сталинским режимом.

Лавра сегодня

В 1992 году была вновь открыта Святогорская обитель. Первым монастырю был передан его соборный храм Успения Божией Матери, разграбленный и оскверненный: 70 лет в нем размещался Дворец культуры - «культуры», позволившей себе устроить в алтарях сцену, гримерную и санузлы.

Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора. Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).
Много пережито, много совершилось. Возродилось богослужение и монашеское пение, реставрируются храмы и корпуса, открыт после 70-летнего запустения Свято-Успенский собор - украшение обители. В 1992 году, 4 октября, крестным ходом была возвращена в обитель величайшая святыня - Святогорская икона Божией Матери. Другое, не менее важное как для монастыря, так и для всей Украины, событие произошло 24 августа 1995 года: Украинской Православной Церковью был причислен к лику святых преподобный Иоанн Затворник, Святогорский Чудотворец.
Прошедшие годы являются периодом становления возобновленной обители, формирования внутреннего уклада монастырской жизни. Основная трудность заключается в том, что была утрачена преемственность старых монастырских традиций, поэтому вновь пришедшей братии приходится их заново созидать и укреплять. Первые годы, конечно же, были особенно сложными, но желание братии спасать свои души и трудиться во славу Божию оказалось, действительно, настоящим и угодным Богу и Царице Небесной - Игумении монастыря. Вместе с внешним возрождением обители много стараются братия и о внутренней, духовной жизни.
Центральное место в жизни любого монастыря занимает богослужение, так как молитва - это первая обязанность монаха.
Каждый день в обители начинается с 6 часов утра чтением утренних молитв и Полунощницы. В это время в алтаре вынимаются частицы о здравии и упокоении православных, за которых были поданы соответствующие поминовения перед Литургией. После Полунощницы во вторник служится соборный молебен с акафистом святителю Николаю, в среду - Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), в четверг - преподобному Иоанну Затворнику. В субботу - панихида по усопшим. В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения - соборный молебен с акафистом Божией Матери перед чудотворной Ея иконой Святогорской. В 2 часа дня ежедневно служится молебен святителю Николаю в храме на скале, посвященном этому угоднику Божию (в зимнее время молебен служится в пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия). В Великом Посту по вторникам со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование.
Кроме того, в Покровском храме ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтыри, являя собой неугасимую молитвенную лампаду. Особо торжественные богослужения бывают в праздничные дни, в честь Святогорской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Затворника, Успения Богородицы, а также в дни святых, в честь которых освящены Престолы монастырских храмов - святителя Николая Чудотворца, преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Арсения Великого и др. В летнее время в праздники совершаются многочисленные крестные ходы, на которые в самые торжественные дни собирается до 10000 паломников.
Ежедневно, как в будние, так и в праздничные дни, всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляя гостиницу.
Братия обители, которых уже около 120 человек, неленостно исполняют самые различные послушания. Они трудятся в столярной, пошивочной мастерских, кузне, пекарне, пасеке, огородах, в саду, на просфорне, братской и паломнической трапезах, в гаражах, экскурсоводами и на других послушаниях.
Благодаря помощи благотворителей в 1997 году в обители вновь зазвонили колокола, которых сейчас 17 на большой колокольне. Самый массивный, названный Игуменским, весит более 6 тонн, другие поменьше - 4 т, 2 т, 1 т, 500 кг и малые. Звонарями Лавры уже освоены мелодии 25 звонов. Еще есть свои колокола в Никольском храме на Святогорской скале, в деревянном Всехсвятском храме, в скиту преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и в церкви села Богородичное. В целом на колокольнях Святогорской Лавры собрано 54 колокола.
В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, и 8 октября 2000 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский Владимир в сослужении пяти архиереев совершил его освящение.
Со временем собор украсился резным пятиярусным иконостасом с иконами, писанными на золоте, и двенадцатью вызолоченными паникадилами.
В 2001 году в обители был создан скит возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.
Рядом с садами Лавры идет строительство - неподалеку от фундамента взорванного в 1947 году Всехсвятского храма возведен новый деревянный храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, и другие постройки из бревен: домик для будущих насельников скита, трапезная, хозяйственные помещения, ограда с угловыми башнями. Все это в традициях древнерусского деревянного зодчества ХVI-ХVII вв.
В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория "Святые Горы" жилые и хозяйственные строения.
После этого события Высокопреосвященнейшим Иларионом, митрополитом Горловским и Славянским, на рассмотрение Священного Синода Украинской Православной Церкви был подан рапорт о присвоении Святогорскому монастырю статуса Лавры.
Ходатайство было поддержано и одобрено членами Священного Синода, духовенством и верующими Донбасса, а также Донецкой областной государственной администрацией, которая оказывает активное содействие канонической Православной Церкви в деле возрождения духовности, восстановления поруганных святынь.
9 марта 2004 года, на очередном заседании, Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры.
Торжества по случаю присвоения Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры прошли 24-25 сентября 2004 года.
Кроме строительства и реставрации храмов на территории монастыря обитель, благодаря помощи благотворителей, заботится о восстановлении храмов в соседних селах. 19 февраля 2005 года по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, управляющего Горловской епархией в с. Богородичное Краснолиманского р-на освящён храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с нижним храмом в честь преподобного Сергия Радонежского).
10 ноября 2005 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение о назначении викарием Горловской епархии наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрита Арсения (Яковенко) с возведением в сан епископа. 5 декабря в Успенском соборе Святогорской Лавры архимандрит Арсений был возведен в сан епископа Святогорского, викария Горловской епархии.


Святыни Свято-Успенской Святогорской Лавры


Икона Божией Матери Святогорская

 30 июля в Святогорскую Свято-Успенскую Лавру приезжают тысячи паломников, чтобы помолиться у величайшей святыни Донбасса - чествуемой в этот день Святогорской иконы Божией Матери.
В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы две Святогорские иконы Божией Матери: одна - древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая - один из ее списков, находящийся в настоящее время в обители.
Древняя чудотворная икона была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 году. С давних времен она почиталась чудотворной и, в свое время, некоторые жители города Славянска получили от нее исцеление. Была украшена сребро-позлащенной ризой с драгоценными камнями. После закрытия монастыря в 1922 году место нахождения иконы остается неизвестным.
Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к XIX веку. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскорости по открытии монастыря в 1844 году, очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. Образ этот долгое время находился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви и был благодатно сохранен не только от сырости, но и от пожара.
В 1918 году, когда икону переносили из села в село и крестный ход расположился на ночлег в селе Байрачек, большевики ночью напали на дом, убили иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота и приютивших их хозяина дома с дочерью. Пять трупов легли у подножия иконы, стоявшей в луже крови.
В советское время Святогорский образ Божией Матери был чудесно сохранен благочестивыми людьми. В сентябре 1992 года икону крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. С тех пор многие больные различными недугами получили исцеление после усердной молитвы перед иконой Святогорской Богородицы, а иногда недужным посылалось здравие после помазания маслом от лампады, горящей перед ней, или прикладывания к больному месту засушенных цветков, украшавших икону. Множество золотых и серебряных подвесок у чудотворного образа явно свидетельствуют о совершившихся чудесах и милости к грешному роду человеческому Царицы Небесной.


Преподобный Иоанн затворник, Святогорский

 Преподобный Иоанн, затворник (в миру Иван Крюков), родился в 1795 году в городе Курске. С детства горел любовью к монашеству, особенно к подвигу затвора, но его благочестивому желанию суждено было исполниться только после нелегких испытаний тяжелого, безрадостного детства в наймах и после жизни семейной, к которой он был принужден против своей воли матерью. После смерти жены в 1839 году будущий затворник поступил в Глинскую пустынь под руководство старца-игумена Филарета. С самого поступления в монастырь Иван Крюков отличался простотой и искренностью, усердием и неутомимостью в молитве, которую сопровождал многими земными поклонами. Через 7 лет он был пострижен в мантию с именем Иоанникия и назначен экономом обители. С возобновлением Святогорского Успенского монастыря в 1844 году часть Глинской братии, среди которой был и монах Иоанникий, возглавляемая казначеем иеромонахом Арсением, перешла на жительство в восстанавливаемую обитель Божией Матери. Оставленный в должности эконома преподобный много потрудился для благоустройства Святогорья. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой и затворился в 1850 году по благословению настоятеля. Через два года был пострижен в схиму с именем Иоанн. Вот как передает А.Ф. Ковалевский, очевидец подвигов затворника, описание быта его скромной кельи: `Представьте себе, читатель, тесную и низкую келью, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера кельи резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный (только через 5 лет в его келье была устроена печь). Все убранство кельи составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику, перетружденному подвигом бдения молитвенного. Вот все успокоение, которое дозволял себе подвижник: затем небольшой аналой у святых икон, деревянный обрубок, служивший вместо стула, кувшин для воды, горнец для пищи, нагольный тулуп, ветхая мантия с епитрахилью и неугасаемая лампада - удовлетворяли все жизненные потребности затворника, да еще неизменные его тяжелые железные вериги и жесткая власяница, которые носил он на своем теле и которые сами составляли немалое испытание своей тяжестью и остротой. Правило молитвенное по заповеди отца Арсения совершал он следующее: в сутки полагал 700 поклонов земных, 100 поясных, произносил молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, читал акафисты Сладчайшему Иисусу, Богоматери и Страстям Христовым, помянник… приобщался Святых Христовых Тайн в соседней пещерной церкви Иоанна Предтечи, где служилась еженедельно литургия по вторникам. Сырость была такая, что одежда недолго служила и, истлевая, распадалась. Мириады насекомых кишели в келье, в гробу и одеждах подвижника, уязвляли до крови его тело и нарушали его покой, если только можно назвать покоем ложе в гробу при такой обстановке. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души; страдания Господа всегда представлял он взором души своей и, противопоставляя им свой подвиг, от искреннего сердца считал его ничтожным `. В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет. За подвижническую, самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь еще при земной жизни сподобил его благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости и чудотворений. За неделю до смерти по воле настоятеля тяжело больной старец был перевезен на больничный хутор Ахтырской Божией Матери, где 24 августа 1867 года мирно скончался. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления от неизлечимых болезней. 24 августа 1995 года преподобный Иоанн затворник, Святогорский был причислен Украинской Православной Церковью к лику святых. Всечестная глава его благоговейно хранится в Свято-Успенском соборе обители, где еженедельно по четвергам перед Литургией служится молебен у раки святого, который подает исцеления и помощь всем с верою притекающим. Ежегодно в день памяти преподобного - 24 августа совершается крестный ход с его мощами вокруг обители, на который собирается до 10000 паломников.
 

 Свято-Успенская Святогорская Лавра  

 Свято-Успенская Святогорская Лавра Свято-Успенская Святогорская Лавра   Свято-Успенская Святогорская Лавра
 Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра
 Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра
 Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра
 Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра
 Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра
 Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра
 Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра
 Свято-Успенская Святогорская Лавра  lavra.ua lavra.ua
 avra.ua Свято-Успенская Святогорская Лавра  Свято-Успенская Святогорская Лавра

             Фото Александра Данилевского

 

В помощь паломнику


Ежедневно в 6:00 в Свято-Успенской Святогорской Лавре читаются утренние молитвы и Полунощница.
После Полунощницы служится соборный молебен с акафистом почитаемым святым:
• Вторник - акафист святителю Николаю
• Среда - Божией Матери (Покрову и Успению попеременно)
• Четверг - преподобному Иоанну Затворнику
Кроме того, ежедневно в 14:00 служится молебен святителю Николаю в храме на скале, посвященном этому угоднику Божию (в зимнее время молебен служится в пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия).
Каждую субботу в Свято-Успенской Святогорской Лавре служится панихида по усопшим.
В воскресные дни (кроме дней, когда происходит Всенощное бдение), после окончания вечернего богослужения, служится соборный молебен перед иконой Святогорской Божией Матери.
В дни Великого Поста по вторникам со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование.
В Покровском храме обители ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтыри.
Особо торжественные богослужения происходят в престольные дни Свято-Успенской Святогорской Лавры:
• 30 июля - в честь Святогорской иконы Божией Матери, что находится в Свято-Успенской Святогорской Лавре. В этот день совершается Крестный ход вокруг обители с чудотворной Святогорской иконой Пресвятой Богородицы.
• 24 августа - Преподобного Иоанна, Затворника Святогорского. Крестный ход с иконой и мощами прп. Иоанна вокруг обители.
• 28 августа - Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В честь престольного дня совершается Крестный ход вокруг Успенского собора.
Престольные праздники и чтимые дни Святогорской обители
• 25 января - Святой мученицы Татианы
• 18 февраля - Дивногорской иконы Божией Матери
• 30 марта - Преподобного Алексия, человека Божия
• 21 мая - Преподобного Арсения Великого. Совершается Крестный ход в Арсеньевский скит
• 22 мая - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Совершается Крестный ход к Николаевской церкви, что на Святой Скале
• 24 мая - Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских
• Первое воскресенье после дня Святой Троицы - День Всех святых
• Второе воскресенье после дня Святой Троицы - День Всех святых, в земле Русской просиявших
• 7 июля - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
• 12 июля - Святых славных и всехвальных правоверных апостолов Петра и Павла, крестный ход к месту бывшей древней церкви апп. Петра и Павла
• 15 июля - Ахтырской иконы Божией Матери. Крестный ход к месту разрушенной церкви в честь Ахтырской иконы Божией Матери, где стоял больничный хутор
• 21 июля - Казанской иконы Божией Матери
• 1 августа - Преподобного Серафима Саровского. Крестный ход на гору "Фавор" к месту взорванной Преображенской церкви
• 19 августа - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
• 20 августа - Святителя Митрофана, епископа Воронежского (1832)
• 26 августа - Святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца
• 15 сентября - Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских
• 21 сентября - Рождество Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии
• 4 октября - Святителя Димитрия, митрополита Ростовского
• 14 октября - Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Крестный ход вокруг Покровской церкви
• 4 ноября - Казанской иконы Божией Матери
• 10 ноября - Святителя Димитрия, митрополита Ростовского
• 6 декабря - Святителя Митрофана, епископа Воронежского (1703)
• 13 декабря - Апостола Андрея Первозванного
• 14 декабря - Праведного Филарета Московского
• 17 декабря - Святой великомученицы Варвары
• 19 декабря - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
Братия монастыря ежедневно встречает всех паломников, приезжающих в обитель, предоставляет бесплатный обед и паломническую гостиницу.
За дополнительной информацией можно обращаться по телефонам обители: 8 (06262) 5-30-24, 8 (06262) 5-34-24.
Адрес: 84131, Донецкая область, г. Святогорск, ул. Заречная, 1.

 
Замена радиаторов. Звони - блок контейнер купить в москве.;мебель из массива дуба;Любые ворота, шлагбаумы. Акции - обслуживание шлагбаумов. Незаконная установка шлагбаума.;Купить наборы Lego ND-56607, lego-batman-video-game-windows-p-7344.html
Детский хор Детский хор
Проповеди Проповеди
Статьи Статьи
Интервью Интервью
Комментарии Комментарии
Видеоматериалы Видеоматериалы
Социальное служение Социальное служение
Информация для журналистов Информация для журналистов

27.08.2014 г.

Просветися днесь преславно храм Богоматере, прием своего служителя преподобнаго

 

24.08.2014 г.

Простить – значит не мстить
 

19.08.2014 г.

Большой лаврский колокол превознесён на своё место (видео)
 

19.08.2014 г.

Праздник пресветел Владычень прииде
 

17.08.2014 г.

Новоизбранный Предстоятель УПЦ возведен на престол Митрополитов Киевских (видео)
 

15.08.2014 г.

Освящен накупольный крест арки перехода к Ближним пещерам
 
Лавра и мир
Регистрация






Забыли пароль?
Система Orphus      
Карта сайта